Цель исследования: изучение текущего состояния на рынке самозанятых в России и предложения российских поставщиков на рынке продуктов и услуг для самозанятых граждан, изучение клиентских путей и сервисов для самозанятых в РФ в дистанционных системах обслуживания самозанятых ведущих российских игроков банковского рынка.
Методы исследования:
• Сбор и анализ официальной статистической информации
• Мониторинг официальных сайтов и тарифных справочников банков, сервисов для самозанятых
• Mystery-shopping со специалистами банков по условиям обслуживания самозанятых
• Мониторинг материалов деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка, материалов маркетинговых и консалтинговых компаний
• Мониторинг данных по клиентским путям по сервисам для самозанятых в системах дистанционного банковского обслуживания крупных российских банков и финтех-сервисов (путем регистрации в этих сервисах под реальной легендой самозанятого).
Основные блоки отчета:
• Обзор сегмента самозанятых в России.
• Обзор сервисов (личных кабинетов) для официальных самозанятых плательщиков налога на профессиональный доход (далее-НПД), предоставляемых банками и другими площадками в РФ в мобильных приложениях (14 игроков: Тинькофф, Альфа банк, ВТБ, Почта Банк, МТС Банк, РНКБ Банк АК БАРС Банк, Банк Авангард, Совкомбанк, Россельхозбанк, КИВИ Банк, ТрансКапиталБанк, Банк Акцепт, ЮMoney (2023 год). Обзор клиентских путей по сценариям / функциональности сервисов для самозанятых: регистрация в сервисе, создание чеков, просмотр статистики и аналитики, заказ справок и пр. 14 игроков (2023 год)
• Приведено сравнение сервисов, различных сценариев и клиентских путей по перечисленным игрокам рынка
- Регистрация, профиль, настройки:
Регистрация в качестве официального самозанятого
+ описание точек входа в сервис, какие реквизиты являются обязательными / не обязательными, какое уведомление приходит по окончанию регистрации и т.д.
Возможность ознакомится с офертой / соглашением / правилами предоставления сервиса ДО и ПОСЛЕ регистрации + сама оферта / соглашение
Возможность изменить параметры, выбранные при регистрации: регион / вид деятельности, телефон, другие атрибуты профиля) после завершения регистрации / процесса подключения сервиса
Настройки профиля после завершения регистрации / процесса подключения сервиса
- Онлайн – чеки самозанятого:
Создание чеков + все точки входа для операции и сценарии: повтор, из истории операций по карте / по счету, сценарий создания чека с датой до даты регистрации и пр.
Просмотр (превью/ картинка) созданного чека
Отправка чеков клиенту самозанятого
Шаблоны чеков + возможность добавить в чек элементы «мини-визитки» (сайт, телефон самозанятого и пр.)
Просмотр списка чеков + какие статусы показывается, какие фильтры предлагаются, возможности с чеками
Отмена чеков
Услуга «Авточеки» (автоматическая регистрация дохода при поступлении переводов на конкретную выбранную самозанятым банковскую карту)
• Уведомления
Уведомления самозанятым в сервисе: о поступившем налоге, созданном/ отмененном чеке, техническом перерыве в сервисе или ФНС и др. + уведомления в смс/ эл. письмах и пр.
Уведомления клиентам самозанятого (покупателям / потребителям услуг): о созданном/ отмененном чеке и др.
- Справки:
Получение Справки о доходе + возможность выбора периода
Получение Справки о статусе самозанятого + возможность выбрать дату
• Другие функции
Статистика и аналитика: динамика по доходу, чекам, получателем чеков, налогам и т.д.
Демо-режим сервиса
Вопросы – ответы, обучение в сервисе, подсказки и пр. про налоговый режим, самозанятость и возможности сервиса
Новости, полезные материалы для самозанятых
- Сервисы для развития деятельности / роста бизнеса самозанятого:
Дополнительные сервисы для самозанятых (платные / бесплатные),
не связанные напрямую с деятельностью самозанятого: страхование, пенсионные программы, кредитование, CRM – система и учет клиентов самозанятого, календарь записи на услуги самозанятого и пр.
+ возможность их купить / пользоваться внутри основного «сервиса – конкурента» или за рамками (отдельное приложение / личный кабинет)
Возможность перейти в статус ИП + сменить налоговый режим с НПД на другой
• Обзор тенденций и перспектив ранка самозанятых
Дополнительно в отчете ретроспективные данные:
• Обзор характеристик и особенностей небанковских сервисов для самозанятых: платежные сервисы и электронные кошельки, сервисы для водителей, сервисы для курьеров, сервисы для поиска исполнителей и заказчиков и пр. (2 волны мониторинга, декабрь 2020, август 2022).
• Анализ продуктов и услуг для самозанятых, предлагаемых кредитными организациями (2 волны мониторинга, декабрь 2020, август 2022).
• Обзор сервисов по организации работы бизнеса с самозанятыми. (1 волна мониторинга, август 2022).
• Мониторинг новостей банков по продуктам для самозанятых (с 1 января 2019 года по 22 ноября 2020 года, с 1 января 2021 года по 4 августа 2022 года).